Как продавцу взыскать компенсацию за потерянный Вайлдберриз товар через суд?
Помощь юриста селлерам.

Товар продавца может быть потерян Вайлдберриз на любом этапе:

  • Продавец сдал товар на склад Вайлдберриз, а он не появился на остатках;
  • Товар исчез с остатков уже после приемки;
  • Товар длительное время находиться в статусе "в пути";
  • Произошла подмена товара на складе или на ПВЗ;
  • Вайлдберриз необоснованно утилизировал товар (часто утилизацией прикрывается как раз утрата товара);
  • Продавец заказал возврат товара, но прошли месяцы, а товар так и не был получен продавцом;
  • После передачи товара Вайлдберриз, товар сгорел, был затоплен, был украден и т.п.

Но что бы ни случилось с товаром после того, как он был передан продавцом маркетплейсу, именно Вайлдберриз несет за это ответственность. Если товар потерян, Вайлдберриз должен заплатить компенсацию!

Вайлдберриз редко выплачивает компенсацию добровольно. Редко товар находится просто так, без активных действий продавца. Поэтому для получения своих денег или нахождения товара продавцам приходится направлять обращения в поддержку ВБ, писать претензии, подавать в суд.

Мы поможем продавцу найти потерянный товар или взыскать компенсацию за потерянный товар с Вайлдберриз!

Когда продавец может взыскать с Вайлдберриз компенсацию за утраченный товар?

  • 1

    Продавец передал товар на склад Wildberries (на сортировочный центр или через ПВЗ), но часть товара или весь товар не появляется на остатках в личном кабинете продавца.

    Наверное, это одна из наиболее обидных утрат товара. Селлер только передал товар на Вайлдберриз, ничего не успел продать, и вот, товар уже потерян маркетплейсом.

    Самые сложные ситуации - это когда товар не появился на остатках, а также не появились и акты приемки товара. Кажется, что никаких документов вообще нет. Что делать? Как доказывать, что товар вообще существовал? Но даже в таких случаях решить проблему выплаты компенсации ВБ сложно, но возможно. И есть положительная для продавцов судебная практика о взыскании таких компенсаций.

    Еще одна непростая ситуация - это передача товара в ВБ по QR-приемке (сейчас она называется скан-приемка). В этом случае подтверждений передачи товара заметно меньше, чем при стандартном способе приемки. Но и при QR-приемке есть варианты решения проблемы. Осенью 2024 г. уже появились судебные решения о взыскании с Вайлдберриз компенсаций за товары, потерянные при QR-приемке. И нам удалось добиться решения суда о взыскании компенсации в пользу продавца.
  • 2

    Товар был принят Wildberries, появился на остатках, а потом внезапно исчез, а остатки обнулились.

    Такие случаи также были в нашей практике. Как правило, в этих ситуациях у продавца есть акты приемки товаров, а также скриншоты из раздела "Поставки" личного кабинета, которые подтверждают передачу пропавшего товара маркетплейсу. И это, конечно, плюс. Но и в данном случае судебный процесс вероятнее всего не будет легкой прогулкой, поскольку Вайлдберриз может оспаривать сумму убытков, заявлять другие контраргументы. Словом, без грамотного юриста не обойтись.
  • 3

    Товар был подменен на ПВЗ или складе Вайлдберриз другим малоценным предметом.

    Подмены часто фиксируются в отношении дорогостоящих товаров, таких, как ювелиирные украшения. При подмене товар продавца по существу также утрачен Вайлдберриз, ведь маркетплейс не обеспечил его сохранность.

    При обнаружении подмены (часто она обнаруживается при возврате товара продавцу на ПВЗ) необходимо зафиксировать данный факт при помощи фото, видео и незамедлительно сообщить Вайлдберриз о подмене (можно создать новое обращение в диалоге по теме "Вернулся не тот товар"), потребовать от Вайлдберриз найти товар Продавца. Если у Вас ценный товар и он возвращается как брак или как "не тот товар", желательно записать на видео весь процесс получения возвращенного товара на ПВЗ, включая вскрытие упаковки непосредственно в ПВЗ (лучше делать это прямо под установленными на ПВЗ камерами). Если обнаружится факт подмены, такая видеозапись станет важным доказательством при взыскании компенсации с маркетплейса.
  • 4

    Товар находится в "вечном" статусе "в пути", а на самом деле очевидно утрачен.

    Товары на Вайлдберриз часто находятся в движении. Например, в случае с одеждой средний процент выкупа товаров покупателями составляет 30-40 %. Это значит, что товар часто направляется со склада на ПВЗ, где выкупается лишь в 30-40 % случаев. В остальных 70 % случаев товар возвращается на склад. В ходе всех этих перемещений товар может потеряться. В таком случае хотя он и будет оставаться в статусе "в пути", фактически он будет утрачен.

    Поэтому если товар находится "в пути", например, больше месяца, у продавца есть повод задуматься, а не утрачен ли он, и направить в Вайлдберриз запрос информации о судьбе товара (в разделе "Поддержка" можно выбрать тему: "Вопросы по остаткам на складе Wildberries" - "В пути").

    Если от Вайлдберриз не поступит содержательного ответа и товар не будет найден, скорее всего, он утрачен, и можно направлять претензию и далее двигаться в сторону судебного взыскания компенсации за утраченный товар.
  • 5

    Возвращаемый товар не дошел до продавца

    Возврат товара на Вайлдберриз может быть добровольным (по заявке селлера) или принудительным (по предусмотренным офертой основаниям - например, в случае бловировки карточек товаров или при возврате товара, который ВБ признал обезличенным).

    В любом случае товары сначала должны отобразиться как возврат в личном кабинете продавца как покупателя, а затем должны поступить на выбранный продавцом ПВЗ.

    К сожалению, бывают случаи, когда возвращаемые товары не доходят до продавца. Если они не доходят в течение длительного времени, то скорее всего они утрачены маркетплейсом и можно требовать компенсацию.

    Кстати, в нашей практике были случаи, когда товары возвращались Вайлдберриз, но он забывал сообщить об их доставке на ПВЗ продавцу. Впоследствии в связи с тем, что продавец не забирал товары с ПВЗ, Вайлдберриз их утилизировал. В таком случае, конечно, такая утилизация не является законной и продавец также может требовать от Вайлдберриз компенсацию.

    Обычно несмотря на то, что товар фактически не возвращен, Вайлдберриз все равно удерживает у продавца плату за возврат товара. Поскольку фактически эта услуга не оказана, ее стоимость возможно также заявить ко взысканию с ВБ.
При каких обстоятельствах Вайлдберриз потерял Ваш товар?
Приблизительная стоимость утраченного товара:
Если рассчитывать ее исходя из розничной цены с учетом согласованной продавцом скидки без вычета комиссии ВБ, логистики, хранения и т.п.
Давайте обсудим Вашу ситуацию подробнее и поможем Вам во взыскании компенсации за утраченный товар!
Оставьте свои контакты и Мы свяжемся с Вами
Ответы на часто задаваемые вопросы:
Какой порядок действий в случае, если Вайлдберриз потерял мой товар?
Если Вы столкнулись с утратой товара Вайлдберриз, Ваша цель:

  1. чтобы ВБ нашел утраченный товар, или
  2. получение денежной компенсации стоимости потерянного товара.

Для достижения этих целей необходимо действовать по следующему алгоритму:

  • Направлять обращения в поддержку Вайлдберриз с требованиями сообщить о месте нахождения пропавшего товара; если товар отсутствует на остатках - с требованиями отобразить его на остатках для его дальнейшей реализации;

  • Если обращения не дают результата, направить в поддержку Вайлдберриз (тема: "Претензии: компенсация за товары") досудебную претензию с требованием либо отобразить товар на остатках (установить его место нахождения) и приступить к его реализации, либо выплатить компенсацию стоимости товара (необходимо указать конкретную сумму; желательно представить расчет);

  • Если и претензия не дала результата, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании с Вайлдберриз убытков - компенсации за утраченный товар.

Как правило, при движении по данному алгоритму в одной из его точек либо находится товар (такое часто бывает - особенно после подачи иска в суд), либо взыскивается компенсация.

Конечно, этот алгоритм примерный. В каждом конкретном случае оптимальную последовательность действий лучше обсудить с юристом.
Какие документы/материалы потребуются для взыскания компенсации с Вайлдберриз?
В делах о взыскании убытков обычно подтверждаются 3 основных обстоятельства:

  • Факт передачи товара Вайлдберриз;
  • Факт его утраты маркетплейсом;
  • Стоимость утраченных товаров.
Для подтверждения этих фактов, как минимум, нужны следующие документы:

1. До начала претензионной работы оптимально составить перечень утраченных товаров в виде таблицы со следующими столбцами:
- наименования товаров;
- артикулы WB (коды номенклатуры);
- количество товаров;
- розничные цены товаров с учетом согласованной скидки продавца из отчетов по продажам аналогичных товаров (если такие отчеты есть);
- стоимость утраченных товаров (рассчитывается как произвеление количества и розничных цен).

2. Необходимо подготовить акты приемки товаров в экселе (если такие имеются) и скриншоты поставок утраченных товаров из раздела "поставки";

3. Скриншоты диалогов с обращениями по утрате товаров;

4. Еженедельные отчеты - скриншоты + детализации в экселе о продажах аналогичных товаров для подтверждения цен утраченных товаров.

В каждом конкретном случае перечень необходимых документов может быть разным - лучше обсудить его с юристом.
Ваш товар пропал на Вайлдберриз? Хотите подробнее обсудить взыскание компенсации с маркетплейса?

Пишите или звоните мне - мы работаем для решения проблем селлеров:
Made on
Tilda